Этрусская мифология

Этрусская мифология
         спорность и невыясненность энтогенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с миф. др. древ. народов позволяет с достаточ. уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в обл. эгейско-анатолийского мира, откуда, согл. господствов. в древности мнению (впервые у Геродота), прибыли предки этруссков — тиррены и пеласги. Вост. чертами Э. м. явл. наличие в ней представл. о сакральном хар-ре царской власти, религ. атрибуты — двойной топор, трон и др., сложная космогонич. система, во мн. близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греч. колонистами в Италии и на прилегающих о-вах происходило отожд. древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греч. мифов и их переосмысление в духе собств. религ. и политич. идеологии.
         Вселенная представлялась этрусскам в виде трехступенч. храма, в к-ром верх. ступень соотв. небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству.
         Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней — видимой— предсказывать судьбу человеч. рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структура — считалась обиталищем подзем. богов и демонов, царством мертвых. В представл. этрусков средняя и нижняя структуры соед. ходами в виде разломов в земной коре, по к-рым спускались души мертвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представл. о делении мира по вертикали существовало представл. о горизонтал. делении на четыре стороны света; при этом в зап. часть помещали злых богов и демонов, в вост. — добрых.
         Этрусский пантеон включает мн-во богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.
         В отличие от греч. миф., Э. м., как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объед. богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источ., обосновывалось их местом в религ. иерархии. К древнейшим религ. представл. эгейcко-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отожд. с греч. Зевсом и рим. Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым — пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью др. богами, третьим — самым страшным — карал, лишь получив согласие избранных богов. Т.о., Тин, в отличие от Зевса, первонач. мыслился не царем богов, а лишь главой их совета, представл. по образцу совета глав этрусских госуд. Богиня Туран, имя к-рой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отожд. с Афродитой. Греч. Гере и рим. Юноне соотв. богиня Уни, почитавш. во мн. городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н.э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (рим. Минерва), покровит. ремесел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, к-рой соотв. рим. триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отожд. с греч. Аполлоном, первонач. воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соотв. греч. Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греч. богу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу, соотв. этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображ. наказание Уни по приказу Тина. В г. Популонии Сефланс почитался под им. Велханс (отсюда рим. Вулкан). Судя по мн. изображ. на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него хар-рные атрибуты мор. божества — трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соотв. Дионису-Вакху в греч. миф. и Сильвану в рим.
         Культ Фуфлунса носил оргиастич. хар-р и был в Италии более древ., чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объед. госуд. с центром в Вольсиниях обусловило выделение гл. божества этого г. Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозн. чудовищем, иногда в кач-ве божества растительности неопредел. пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонич. божества в «гл. боге Этрурии», как его называет Варрон. К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогонич. учение и представл. о золотом веке — грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соотв. представл. о рим. Сатурне). Богом италийского происхожд. был Марис (рим. Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой — войны. Из италийской миф. этрусками был воспринят Майус — хтонич. божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впослед. воспринятого римлянами под им. Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соотв. греч. богам Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что нек-рые имена этрусских жен. божеств были первонач. эпитетами великой богини-матери, указывающими на определенные ее функции — мудрость, иск-во и др.
         Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов.
         Их изображ. сохран. на зеркалах и фресках погребал. склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первонач. свящ. животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображ. в кач-ве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родств. ему греч. первозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоят. божества. На более ранних памятниках Хару — зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греч. миф. — проводник душ в подзем. царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греч. Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике к-рого соед. человеч. и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображ. вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней. Из культа божеств. мн-ва демонов-лазов (рим. лары) выделилось демонич. существо Лаза. Это юная обнаж. женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображ. участницей сцен любовного содержания. Ее атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встреч. в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус — остается невыясн. По аналогии с рим. ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домаш. очага. Демонич. множеством были маны (рим. маны) — добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.
         Этрусское изобразит. иск-во сохранило мн. мифы, извест-ные из греч. миф.
         Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображ. замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Этрусская мифология" в других словарях:

  • Этрусская мифология — Этрусская мифология  совокупность мифов народа, обитавшего в древней Италии в I тыс. до н. э. Мифология этрусков связана с мифами древних греков и римлян, но обладает множеством своеобразных черт. Этруски были расселены преимущественно… …   Википедия

  • ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ — Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м.… …   Энциклопедия мифологии

  • Вант (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вант (значения). Вант на фреске в этрусской гробнице (Тарквинии). Вант (Ванф)  этрусская богиня, обитавшая в мире мертвых. Она была связующим звеном между людьми …   Википедия

  • ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ — система мифологических представлений италиков индоевропейских племён Апеннинского полуострова, принадлежавших к оскско умбрской и латино фалисской языковым группам (сабины, оски, латины, умбры, фалиски и др.). Мифологические представления других… …   Энциклопедия мифологии

  • Нан (мифология) — Нан  возможно, персонаж этрусской мифологии. В своей поэме «Александра» Ликофрон называет Одиссея «карликом» (др. греч. νάνος), который в своих скитаниях обыскал каждый тайник на море и земле, а в Италии вместе с лидийскими царевичами… …   Википедия

  • Лазы (мифология) — Лазы группа этрусских божеств, как небесных, так и подземных. Они помогали людям, например женщинам при рождении ребенка. Лаза Вегойя была помощницей Тинии при восстановлении на земле нарушенной справедливости и пророчицей, считавшейся одним из… …   Википедия

  • Уни (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Уни (значения). Уни  богиня в этрусской мифологии, супруга Тинии. Когда Херкле был младенцем, случилось так, что его увидели богини Уни и Менрва. Их поразила красота младенца, и Уни решила… …   Википедия

  • Химера (мифология) — Химера из Ареццо этрусская скульптура из бронзы. Музей археологии, Флоренция, Италия Химера (греч. Χίμαιρα, «коза») в греческой мифологии [1] чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны …   Википедия

  • Римская религия и мифология — Р. религия в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Этот религиозный страх,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Этруски — Расна (Расенна) конфедерация …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»